Субъектами данных преступлений, как правило, являются руководители или владельцы (совладельцы) организаций, главные (старшие) бухгалтеры, иные лица, ответственные за ведение бухгалтерского учета и представление отчетности и наделенные правом подписи финансово-банковских и отчетных документов.
Для системы «руководитель—бухгалтер», как правило, фигурирующей в качестве основного элемента криминалистической характеристики рассматриваемых преступлений отличительными признаками являются:
— достаточно высокий социальный статус;
— стойкая установка на достижение поставленной цели;
— разветвленные социальные и деловые связи в различных сферах (коммерческих, банковских, управленческих, криминальных);
— четкое распределение ролевых функций (каждый знает круг своих преступных обязанностей и отвечает за свои действия).
Особенностью механизма совершения налоговых преступлений является то, что способ их совершения и способ сокрытия следов такой вещи, как налоговое преступление, как правило, совпадают. Сутью обоих способов является передача налоговым органам ложной информации.
Признаки того, что называют налоговое преступление, бывают явными, достаточно очевидными, но могут быть и неявными, не выделяться на общем фоне правомерной деятельности.
Явные признаки:
— полное несоответствие реальной хозяйственной деятельности ее документальному отражению;
— несоответствие записей в бухгалтерских документах: первичных—учетных, учетных—отчетных;
— наличие материальных подлогов в документах (дописки, исправления, подчистки, замена страниц и т.д.);
— уничтожение бухгалтерских документов (первичных, учетных, отчетных);
— инсценировка несчастного случая (пожар, затопление) или банкротства.
Неявные признаки — всякого рода нарушения, которые могут трактоваться как отсутствие профессионализма, небрежность, но могут быть и признаками того, что мы считаем налоговое преступление. К их числу относятся нарушения:
— правил ведения учета и отчетности;
— правил ведения кассовых операций;
— правил списания товарно-материальных ценностей;
— правил документооборота;
— технологической дисциплины.
Источники первичной информации о налоговом преступлении:
— продавцы, не участвующие в налоговом преступлении, но осознающие факт его совершения;
— очевидцы каких-либо криминальных или финансовых операций, не отдающие себе отчет в их сути (секретари, шоферы, работники охраны и др.);
— лица, участвующие в совершении того, что называют налоговое преступление: контрагенты, пособники, поставщики и потребители.
Нередко такая информация поступает от ревизоров, аудиторов, членов инвентаризационных комиссий, представителей общественности и добровольных помощников органов дознания.
Практика свидетельствует о том, что наиболее часто поводами к возбуждению уголовных дел о налоговых преступлениях являются: обнаружение таких преступлений непосредственно органами налоговой полиции, службы по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП), сообщения налоговых инспекторов.
Для этапа проверочных действий характерны две типичные ситуации:
Первая — первичная информация получена негласным путем; вторая — первичные данные о признаках таких вещей, как налоговое преступление получены из открытых и официальных источников (документов налоговых инспекций, заключений аудиторских служб, актов КРУ, от средств массовой информации).
Для первой ситуации закономерна проверка, осуществляемая скрытно. Это могут быть негласное наблюдение за передвижением и сбытом товарно-материальных ценностей, сырья, продукции, за технологическими процессами производства; изучение документооборота, осмотр помещений, транспорта, беседы с работниками, возможными свидетелями. На этой же стадии осуществляются запросы в криминалистические учеты и банки данных (о личностях, об аналогичных способах совершения преступлений и т.п.).
Для второй ситуации — при получении информации о налоговых преступлениях из официальных источников — проверочные действия носят комбинированный характер. Основное внимание уделяется открытым (гласным) действиям. Однако то, что не удается выявить таким путем, стараются установить негласно.
Гласными действиями по рассматриваемым вещам, таким как налоговое преступление, осуществляемыми до возбуждения уголовного дела, являются:
ревизии, аудиторские проверки по заданиям налоговой инспекции, налоговой полиции, службы БЭП;
запросы и проверки налоговой инспекции; осмотры помещений и документов налоговыми полицейскими или оперуполномоченными службы БЭП;
получение образцов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции путем «контрольных закупок»;
получение объяснений от должностных и материально- ответственных лиц.
Существенная роль в ходе выполнения, как гласных, так и негласных проверочных действий отводится специалистам: бухгалтерам, ревизорам, аудиторам. Они могут провести предварительное исследование, дать консультацию по следующим вопросам:
— определение вида документа и его относимость к расследованию того, что мы называем налоговое преступление;
— установление того из должностных лиц, кто мог быть причастен к составлению конкретного документа;
— анализ собранной информации (каким образом она может быть истолкована; в чем выражались отступления (и какие) от существующих правил и т.п.).
Если в качестве проверочного действия осуществляется ревизия, то типичными вопросами являются:
— какова величина сокрытой части налогооблагаемой прибыли;
— какова сумма налога, который не был уплачен;
— каким образом скрывался налогооблагаемый доход;
— какова продолжительность совершения выявленных налоговых правонарушений;
— что способствовало совершению правонарушений.
В ходе выполнения любых из перечисленных выше проверочных действий должны приниматься меры, обеспечивающие:
— сохранность документов, в особенности тех, которые предстоит впоследствии изъять;
— подбор свободных образцов (прежде всего подписей должностных лиц);
— поиск всевозможных черновых записей;
— нейтрализацию противодействия следствию (проверке).
Противодействие может осуществляться в различных формах и включать в себя:
— уничтожение документов и вещественных доказательств,
— инсценировку несчастных случаев в отношении имущества или людей;
— утаивание партнеров по нелегальному бизнесу;
— прямые угрозы свидетелям, специалистам, инспекторам, полицейским.
Информацию, собранную в ходе проверочных действий, оценивают с нескольких позиций:
а) относимость информации к целям и задачам расследования;
б) допустимость и целесообразность использования информации (в качестве доказательственной или в качестве ориентирующей);
в) достаточность полученных данных для возбуждения уголовного дела и принятия процессуальных решений;
г) перспективы расследования с учетом собранной информации.
При расследовании фактов внесения искаженных данных в декларацию о доходах или сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения типовыми обстоятельствами, требующими установления, являются:
- установление юридического статуса субъекта налогового преступления: физическое лицо, физическое лицо-предприниматель без образования юридического лица, юридическое
лицо (предприятие, организация) — прошло ли оно государственную регистрацию; - обязано ли физическое лицо или предприятие (организация) уплачивать налоги;
- какие виды налогов и иных обязательных платежей обязано уплачивать лицо (физическое, юридическое);
- имеет ли лицо (физическое, юридическое) право на льготы по уплате налогов;
- каков порядок ведения бухгалтерского учета и представления отчетности на предприятии;
- с какого момента и какая финансово-хозяйственная деятельность осуществлялась налогоплательщиком;
- в течение какого времени осуществлялось внесение искаженных данных в документы бухгалтерского учета и отчетности;
- кто руководил предприятием и нес ответственность за бухгалтерский учет в период искажения сведений в учете и отчетности;
- кто непосредственно причастен к совершению налогового преступления, кто его инициатор;
- кем, когда и при каких обстоятельствах были выявлены
факты сокрытия объектов от налогообложения; - какие законодательные и нормативные акты были нарушены налогоплательщиком;
- какие объекты налогообложения были сокрыты и в каком размере;
- каков размер налогов, не уплаченных с сокрытых объектов налогообложения; какова общая сумма неуплаченных налогов;
- какие меры следует принять для возмещения ущерба;
- какой использовался способ сокрытия объектов налогообложения;
- какие обстоятельства способствовали совершению, того что мы называем налоговое преступление.
Типовые версии, используемые для построения общих и частных, по конкретному делу при расследовании налоговых преступлений:
- сокрытие объектов налогообложения осуществлялось за
счет занижения выручки (дохода) в учетно-отчетных документах; - сокрытие налогооблагаемой прибыли осуществлялось посредством завышения данных о материальных затратах и незаконного списания оборудования и запасов;
- сокрытие налогооблагаемой прибыли осуществлялось путем фиктивного увеличения долгов, перечисления средств предприятию, пользующемуся льготами на законном основании;
- имело место списание долгов по налогам на третье лицо в расчете на его банкротство (планируемое или уже происшедшее).
С учетом криминалистической характеристики рассматриваемых преступлений и приведенных выше типовых версий в развитие каждой из них могут быть выдвинуты как общие, так как и частные версии, основанные на конкретных данных, собранных по делу.
Так например, по версии о сокрытии налогооблагаемой прибыли путем занижения выручки (дохода) частными версиями, касающимися способов совершения такой вещи,как налоговое преступление и его субъектов, будут следующие:
- занижение выручки осуществлялось внесением искаженных сведений в учетно-отчетную документацию;
- наиболее вероятно, что субъектами этих действий являлись руководитель предприятия, главный (старший) бухгалтер;
- искажение сведений о выручке осуществлялось путем занижения количества приобретенных товаров, занижением цены реализации товаров (услуг); путем оплаты товаром (бартер);
- были открыты и существуют неучтенные торговые точки;
- в документы первичные, учетные и отчетные внесены
фиктивные записи, имеются признаки как интеллектуального, так и материального подлога.
Если такие действия имели место, то документальны ми источниками информации будут: путевые листы, товарно-транспортные накладные, журнал учета движения товарно-материальных ценностей договора, платежные поручения, банковские выписки, главная книга, баланс отчет о финансовых результатах деятельности. Сведения, отражающие финансово-хозяйственную деятельность, могут быть отражены в черновых записях, которые предстоит найти. При обнаружении и изъятии указанных документов могут быть назначены экспертизы: технико-криминалистическая — для установления признаков материального подлога; судебно-экономическая — для установления фактов искажения сведений, вида и размера сокрытого налогооблагаемого объекта, и др.
Наряду с версиями, касающимися в основном работы с документами, могут быть выдвинуты и версии по изучению личностных качеств субъектов налогового преступления, их действий, связей и т.п. Подобные версии могут касаться обстоятельств создания предприятия, его структуры и статуса, руководителя этого предприятия, главного бухгалтера, их материального состояния, условий жизни, их социальных связей (включая и преступные), взаимоотношений с ревизорами, аудиторами, налоговыми инспекторами и налоговыми полицейскими. В версиях должно быть отражено: когда и кем проводилась последняя документальная проверка; каковы ее результаты; каким образом заинтересованные лица объясняют сокрытие прибыли.
После построения общих и частных версий может быть составлен план с определением обстоятельств, требующих установления, характера и очередности выполняемых для этого действий.
Планируемые действия могут быть организационными, оперативно-розыскными, следственными.
• К числу организационных действий, требующих для своего осуществления длительного времени и потому, как правило, назначаемых по данной категории дел сразу после возбуждения уголовного дела, относятся: документальная ревизия, инвентаризация, запросы в вышестоящие организации, запросы в информационные центры и учеты, запросы в налоговые инспекции, запросы в КРУ.
• Оперативно-розыскные действия с использованием негласных сил и средств — направлены на установление лиц, причастных к преступлению, и обстоятельств его совершения.
• Первоначальные следственные действия: выемка документов и их осмотр, обыск, следственный осмотр, допрос сотрудников, руководителя, бухгалтера, назначение и проведение экспертиз, очные ставки.
• Выемка. Документы различного рода играют существенную роль при расследовании налоговых преступлений. При всей скрытности этих преступлений те или иные действия, в том числе связанные и с преступной деятельностью, неизбежно находят свое отражение в документах. Поэтому на первоначальном этапе расследования чрезвычайно важно принять срочные меры к обнаружению и изъятию определенных документов.
Выемка документов осуществляется в организациях, предприятиях, учреждениях, когда имеются достоверные сведения о наличии у них искомых документов. Своевременное изъятие документов способно помешать преступникам скрыть следы налогового преступления. При расследовании налоговых преступлений искомые документы изымают в секретариатах, бухгалтериях, архивах, у руководителей и т.п. Документы учета операций по расчетным счетам изымают в соответствующих банках и иных кредитно-финансовых учреждениях. Некоторые виды документов могут быть изъяты у контрагентов (договора, акты проверок), у головной организации, в транспортных агентствах, в аудиторских фирмах и т.п.
Целенаправленное и полное изъятие бухгалтерских документов — действие достаточно сложное. Следователь в состоянии лишь примерно определить, какие из документов должны быть изъяты. В качестве ориентира может быть обозначен следующий их перечень:
- регистрационные документы организации учредительный договор;
- протокол общего собрания, свидетельство о регистрации, устав;
- документы бухгалтерского учета и отчетности (бухгалтерские книги, регистры, отчеты и балансы);
- приказы, распоряжения, служебная переписка, договоры, книга учета выдачи доверенностей;
- документы учета операций по расчетным счетам (платежные требования и поручения, карточка с образцами подписей лиц, наделенных правом подписи денежных
документов, и оттиском печати организации, банковские выписки); - первичные кассовые документы (кассовые ордера, кассовая книга);
- транспортные и приемо-сдаточные документы (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры);
- документы складского учета.
Документы осматривают по правилам следственного осмотра. Особое внимание обращают на выявление признаков, свидетельствующих о подделке документа:
- способ изготовления бланка документа;
- признаки изменения первоначального содержания текста документа (подчистки, дописки, допечатки, исправления);
- признаки травления, смывания;
- признаки поддельных клише, печатей и штампов, технической копировки подписей должностного лица и т.д.
При анализе смыслового содержания документов обращают внимание на соответствие (несоответствие) различных отображений одних и тех же хозяйственных операций. Например, несоответствие между общей массой всего товара и массой одного места (упаковки) с учетом количества мест; между массой
всего товара и количеством мест; между объемом груза, выраженного в кубометрах, и его массой или площадью места его хранения, транспортировки; между массой груза и грузоподъемностью транспортного средства, использованного для его перевозки, как это следует из накладной и путевого листа.
Во всех взаимосвязанных документах сопоставляются итоговые записи, например, между записями в документах учета и в отчетных регистрах (так называемые встречная и взаимная проверка).
Если правилами предусмотрено изготовление документа (первичного, учетного) в нескольких экземплярах, то проверяют и сопоставляют все экземпляры такого документа. Осматривают и документы (графики), выполняемые контрольными приборами (графический, цифровой материал).
Снимают копии файлов компьютерных программ офисного делопроизводства, складского, торгового, бухгалтерского учета и отчетности. Информация, хранящаяся в компьютере, может содержать сведения о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, заключенных договорах, ценах реализации, данных бухгалтерского учета, финансовых результатах и т.п. В памяти компьютеров могут храниться тексты договоров, деловая переписка, приказы, распоряжения, иные документы, имеющие отношение к расследуемому событию. Осмотр с последующим исследованием графиков и компьютерной информации следователь осуществляет с помощью специалиста.
Необходимо учитывать, что с помощью выемок не всегда удается изъять все необходимые документы. Подозреваемые лица, зная содержание акта документальной проверки, стремятся принять меры, направленные на сокрытие документов, вплоть до их уничтожения.
• Обыск. На первоначальной стадии расследования обыск проводят для обнаружения и изъятия скрываемых официальных документов, а также черновых записей, всевозможных записок, номеров телефонов и фамилий лиц, с которыми связаны в своей деятельности подозреваемые, и иных документов. Фактор внезапности при обысках по делам о налоговых преступлениях незначителен. Отсюда не всегда положительным являются и результаты данного следственного действия. Вместе с тем обыски следует проводить, так как при них могут быть обнаружены и изъяты важные документы.
Местами обыска могут быть те же помещения, где проводилась выемка. Вместе с тем, как свидетельствует практика, наиболее эффективными оказываются обыски по месту жительства (руководителя, бухгалтера), в их гаражах, на дачах, в подсобных помещениях, в автомобилях и т.п.
В ходе обыска изымают черновые записи, неофициальную учетную документацию, документы, содержащие неоговоренные исправления, подчистки, допечатки и т.п. Нередко подобные неофициальные учетные документы позволяют установить истинное значение и объем той или иной хозяйственно-финансовой операции. Эти документы делают возможным сопоставление данных неофициального учета с данными бухгалтерской отчетности. Выявленные отклонения могут свидетельствовать о сокрытии налогооблагаемого объекта, об уклонении от уплаты налога.
Планируя обыск и приступая к нему, необходимо учитывать, что неофициальный учет — это явление повсеместное, действие, осуществляемое материально-ответственными лицами по собственной инициативе для самоконтроля и контроля. Документами неофициального учета являются записи в тетрадях, на листах бумаги, в записных книжках, настольных календарях и т.п.
В документах неофициального учета могут быть отражены сведения о сделках, операциях, не нашедших отражения в официальных бухгалтерских документах, об оказании услуг, о поступлении товара на склад, о реализации товара и т.д.
С помощью изъятых и систематизированных документов неофициального учета, отражающих финансово-хозяйственные операции определенного периода, может быть получено истинное представление о финансово-хозяйственной деятельности организации даже в том случае, если официальные документы «утеряны» или бухгалтерский учет не велся совсем. Главное при работе следователя с неофициальными документами — это определить сначала их допустимость и относимость.
Неофициальные документы не имеют реквизитов, нигде не регистрируются, не подписаны лицом, их составившим, и т.д. Все это дает основание исполнителям подобных документов утверждать, что документ не более чем нереализованный проект; предполагаемая, но неосуществленная сделка; в документе примерные или ошибочные расчеты и т.п. Подобные утверждения могут быть опровергнуты путем сопоставления сведений,
содержащихся в документе, с записями других лиц, с данными, зафиксированными в официальных документах.
Следственный осмотр. По делам, в которых фигурирует налоговое преступление, чаще всего следственный осмотр осуществляется в отношении документов, в которых отражены финансово-хозяйственные операции. К осмотру документов с учетом их специфики целесообразно привлекать специалиста.
В ходе осмотра документа устанавливают:
- вид документа (договор, накладная, счет-фактура и т.д.);
- кем и когда выдан, изготовлен;
- признаки внешнего вида (бумага, красители, способ нанесения текста);
- содержание (какие факты и обстоятельства, важные для расследования, отражены в документе);
- признаки изменений текста, реквизитов, внешнего воздействия.
При изучении внешнего вида обращают внимание на соответствие формы документа общепринятой для таких документов. При осмотре документов срочной отчетности обращают внимание на номера и даты выдачи, зарегистрирован ли документ в соответствующем журнале учета (например, в журнале учета выданных доверенностей). При этом целесообразно проверить правильность расчетов в документах и их соответствие предъявляемым требованиям.
Следственному осмотру подлежат также складские территории, производственные площади, транспортные и подсобные помещения, кабинеты руководителя, бухгалтера.
Предметом осмотра могут являться: неучтенное сырье, неучтенные товары, готовая продукция, ее следы; оборудование, транспорт, не состоящие на балансе предприятия. Важным бывает установление в ходе следственного осмотра площади цеха, склада; количества и качества хранящегося сырья; готовой продукции; иных товаров.
Допрос. По делам, в которых фигурирует налоговое преступление, допрос целесообразно начинать с лиц, выявивших нарушения, осуществлявших проверку деятельности налогоплательщика. Это могут быть сотрудники налоговых органов, ревизоры, аудиторы. Допрос этих лиц позволяет установить обстоятельства обнаружения налогового преступления, уяснить суть выявленного нарушения налогового законодательства. Допрос указанных лиц не представляет особой сложности, так как они не заинтересованы в исходе дела и дают правдивые показания. Учитывая профессиональную подготовку допрашиваемых, следователю целесообразно использовать контакт с этими людьми для лучшего уяснения допущенных налогоплательщиком нарушений и установления причинной связи этих нарушений с действиями по уклонению от уплаты налога.
Следующей категорией допрашиваемых лиц должны стать бухгалтерские работники, занимавшиеся непосредственным учетом хозяйственной деятельности и составлением отчетности: кассиры, кладовщики, экспедиторы, оформлявшие различные первичные документы, продавцы и тому подобные лица.
При этом выясняют порядок ведения в организации бухгалтерского учета, представление отчетности; порядок, приходования, хранения, сбыта товарно-материальных ценностей; порядок сдачи денежной выручки в кассу; места возможного нахождения неофициальных документов.
Обычно большая часть этих свидетелей не заинтересована в утаивании истины и дает правдивые показания. Однако какая-то часть из них может исказить отдельные факты, поддавшись на уговоры заинтересованных лиц или в силу давности происшедшего.
Важные данные могут быть получены и от иных сотрудников организации, являющихся непосредственными участниками хозяйственной (производственной) деятельности или причастных к ней. Это секретари, водители, грузчики, работники охраны, производственники и другие лица. С их помощью могут быть установлены подлинные обстоятельства проведения хозяйственных операций (количество реализованного товара, обстоятельства его погрузки, транспортировки, разгрузки); истинное положение дел в организации, возможные места хранения неоприходованных товаров, сырья и т.д.
На эту категорию свидетелей может быть оказано давление со стороны заинтересованных лиц. Поэтому их допросы целесообразно осуществлять на ранней стадии следствия.
Ценные показания могут быть получены от свидетелей, в число которых входят представители других предприятий или организаций-партнеров организации—налогоплательщика. Эти свидетели сообщают сведения о заключенных договорах, произведенных закупках, продажах, транспортировках, расчетах и т.п. В качестве свидетелей могут выступать коммерческие директора, экспедиторы и другие лица.
При допросе к любому свидетелю из приведенных категорий можно использовать такой тактический прием, как предъявление документа. Дело в том, что допрос о проведенных финансово-хозяйственных операциях проводится по делам о налоговых преступлениях, спустя значительное время после осуществления этих операций. Поэтому многие свидетели лишь приблизительно помнят обстоятельства этих операций и с трудом могут припомнить интересующие следователя подробности. Могут быть и иные причины «забывчивости» свидетеля.
Предъявление документа, предоставление свидетелю возможности ознакомиться с ним позволяет получить от него достаточно конкретные показания, помогает свидетелю оживить свою память, вспомнить иные относящиеся к делу события, сопутствовавшие проведению хозяйственных операций.
Такой порядок может быть рекомендован и для допроса подозреваемых (обвиняемых) лиц, в качестве которых фигурируют чаще всего руководители (их заместители) организаций, главные бухгалтера. Допрашивать этих лиц целесообразно после того как будут получены результаты ревизий, аудиторских проверок, допрошены упомянутые ранее свидетели.
Подозреваемые (обвиняемые) по делам, в которых фигурирует налоговое преступление, — это, как правило, люди с высоким уровнем образования (экономического, юридического, технического), имеющие достаточно высокий социальный статус, способные правильно оценить доказательственную силу предъявляемых им доказательств.
Допросу указанных лиц должна предшествовать тщательная подготовка. Необходимо изучить не только материалы дела, но и налоговое законодательство; определить факты, по которым необходимо получить показания; вопросы, которые следует задать; продумать тактику предъявления доказательств. Обычно это предъявление «по нарастающей» — сначала предъявляют доказательства, относящиеся к второстепенным обстоятельствам, а затем уже — к главным. Документы целесообразно предъявлять после того как допрашиваемый даст показания по всем обстоятельствам, связанным с предъявляемым документом.
Большую помощь в допросе указанных лиц способен оказать следователю специалист, привлекаемый к допросу. Это могут быть специалисты в области бухгалтерского учета, налогообложения.
Если в показаниях свидетелей и подозреваемых (обвиняемых) содержатся существенные противоречия, то для их устранения могут быть проведены очные ставки.
Очные ставки. Проведение очных ставок по делам о налоговых преступлениях требует особого внимания. Дело в том, что выявившиеся существенные противоречия в показаниях лиц не являются обычно результатом забывчивости. Это осознанное стремление одного лица возложить вину на другое лицо. Речь идет о противоречиях в показаниях руководителя и главного бухгалтера, руководителя и подчиненных, руководителя и представителей других организаций, с которыми осуществлялись коммерческие сделки.
Учитывая, что основой противоречий в показаниях являются ложные показания одного из допрашиваемых, решать вопрос о целесообразности проведения очной ставки следует с учетом того, можно ли получить достоверные данные об обстоятельствах из иных источников, какими доказательствами подтверждаются правдивые показания, как себя могут повести на очной ставке допрашиваемые.
При расследовании налоговых преступлений основными экспертизами являются: криминалистические и судебно-экономические, связанные с исследованием документов. В задачу технико-криминалистической экспертизы документов входит:
- установление способа изготовления документа, использован ли для его изготовления подлинный или поддельный бланк, нанесены ли оттиски печати и штампа подлинными или поддельными клише;
- что раньше было нанесено: текст, подпись, оттиск печати;
- вносились ли исправления в первоначальный текст, каков характер этих исправлений;
- как первоначально читался измененный текст.
При наличии рукописных документов может быть проведена судебно-почерковедческая экспертиза. Вместе с исследуемым документом должны быть направлены образцы почерка проверяемого лица (свободные, экспериментально-свободные, экспериментальные). На разрешение эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:
- не выполнен ли текст документа (резолюция, подпись) лицом, образцы почерка которого прилагаются;
- кем из проверяемых лиц выполнен документ;
- не выполнены ли исследуемые документы одним лицом;
- не выполнены ли разные фрагменты одного документа одним лицом или разными лицами.
Особо важное значение при расследовании налоговых преступлений имеют судебно-экономические экспертизы. Судебно-экономические экспертизы на основе изучения документов хозяйственного учета позволяют установить фактические данные о совершенных финансово-хозяйственных операциях, экономических показателях, наличии или отсутствии хозяйственных средств. Полученные при этом сведения позволяют экспертам ответить на кардинальный вопрос следствия о том, каков размер налога, не уплаченного в бюджет.
Из числа экономических экспертиз наиболее часто назначаются при расследовании налоговых преступлений судебно-бухгалтерская и финансово-экономическая экспертизы.
Предметом судебно-бухгалтерской экспертизы являются операции бухгалтерского учета. Судебно-бухгалтерская экспертиза позволяет установить:
- правильно ли отражены финансово-хозяйственные операции в бухгалтерских документах;
- в отношении, каких операций допущены искажения;
- в результате, каких нарушений произошло занижение сумм налога, подлежащих уплате в бюджет;
- какая сумма налога не была в результате перечислена в бюджет;
- подтверждается ли вывод акта о документальной проверке;
- кто ответствен за порядок ведения учета и отчетности.
Приведенная модель является оптимальной, но, к сожалению, далеко не всегда реализуемой именно при расследовании налоговых преступлений. Дело в том, что фактически при совершении этих преступлений бухгалтерский учет, как правило, либо отсутствует полностью, либо отражает финансово-хозяйственную деятельность не в полном объеме. И то, и другое осуществляется налогоплательщиком как средство совершения налогового преступления и как способ его сокрытия. Подобное положение с бухгалтерским учетом создает серьезные, а порой непреодолимые препятствия для производства судебно-бухгалтерских экспертиз, так как в их компетенцию восстановление учета не входит.
Вместе с тем даже в этих условиях было бы неверно полностью отказываться от производства судебно-бухгалтерских экспертиз. Целый ряд обстоятельств, относящихся, в конечном счете к предмету доказывания, к его элементу, касающемуся события налогового преступления, могут быть установлены в рамках судебно-бухгалтерской экспертизы. Для этого на разрешение экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:
- каково состояние бухгалтерского учета в организации (на предприятии);
- какие нарушения порядка ведения бухгалтерского учета имели место;
- соответствуют ли записи в документах бухгалтерского учета о производственных затратах данным первичной документации;
- с какими хозяйственными операциями связаны допущенные в учете искажения;
- соответствуют ли данные, отраженные в финансовой отчетности организации (предприятия) за определенный период, данным бухгалтерского учета;
- полностью ли оприходованы материальные ценности;
- к какому периоду относятся выявленные расхождения в учетных данных о приходе (расходе) материальных ценностей;
- кто ответствен за порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.
В тех случаях, когда ограничены возможности судебно-бухгалтерской экспертизы, при расследовании налоговых преступлений должна назначаться судебная финансово-экономическая экспертиза. Эта экспертиза позволяет устанавливать в новых условиях хозяйствования способы искажения бухгалтерской отчетности (фальсификации балансов) и отрицательные последствия нарушений гражданского и налогового законодательства. Финансово-экономическая экспертиза исследует балансовые взаимосвязи данных учета в связи с конкретными обстоятельствами нарушения налогового законодательства. Эти взаимосвязи устанавливают по отражению в журналах-ордерах, ведомостях и других регистрах, где накапливается информация, в главной книге регистрации хозяйственных операций, а также в балансе предприятия и приложениях к балансу, включая отчет о финансовых результатах и их использовании.
Перед судебной финансово-экономической экспертизой могут быть поставлены следующие вопросы:
— какова фактическая себестоимость реализованной продукции;
— подлежит ли налогообложению сумма, полученная от определенной хозяйственной операции;
— в результате, каких нарушений произошло занижение налогооблагаемой базы;
— какая сумма налогов не уплачена в бюджет в результате
допущенного нарушения;
— своевременно ли в полном объеме произведено предприятием перечисление в госбюджет налоговых платежей.
Для решения этих вопросов в распоряжение судебного эксперта должны быть представлены: подлинная бухгалтерская отчетность, подписанная лицами, отвечающими за ее достоверность и представленная в налоговый орган; система счетных записей. Если отсутствуют накопительные документы бухгалтерского учета, то представляется необходимым представить первичные документы.
Говоря об использовании специальных познаний при расследовании налоговых преступлений, нельзя не упомянуть аудиторские проверки. Аудиторская проверка позволяет установить достоверность бухгалтерской отчетности предприятия и соответствие совершенных им финансовых или хозяйственных операций действующему законодательству. Она может быть проведена на основе документов, изъятых следователем в установленном законом порядке.
По своей сути, аудиторские проверки представляют собой независимую экспертизу, осуществляющую анализ публичной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью установления ее достоверности, полноты, соответствия действующему законодательству и порядку ведения бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности и других видов контрольной работы.
Недостатком аудиторской проверки является то, что в ходе ее проведения используются традиционные методы документальной ревизии и фактического контроля (как при инвентаризации). Подобным путем не удается выявить методы и способы фальсификации бухгалтерских балансов. Аудитор проверяет документальное подтверждение записи в бухгалтерском учете с выходом ее на баланс и на отчет. Иными словами, он проверяет наличие первичных документов, фиксирующих сведения о хозяйственной операции и ее последующее отражение. В тех случаях, когда имеет место внесение в документы ложных сведений, аудитор, в отличие от судебного эксперта, не может определить недостоверность первичных документов, а следовательно, установить фальсификацию баланса.